Обслуживание пожарной сигнализации требуется проводить соответственно паспорту на противопожарное оснащение, смонтированное на обслуживаемом объекте. Это требование четко расписано в ТР No 123-ФЗ. Порядок техобслуживания установлен соответственно действующим предписывающим документам.
Раздел 2.1 РД 009-01-96 содержит сведения о проверках сразу после монтажа или восстановления с капитальным ремонтом в течение 72 часов, сертификации приборов и оборудования, присутствии нетронутых пломб на пожарных извещателях. Этот документ содержит перечисление действий по регламенту ТО противопожарной сигнализации с отметкой обязательных сроков проведения.
В РД 009.02-96 прописано, что сроки работ нужно указывать в контракте на ТО, есть четкие требования к заполнению журнала техобслуживания. Пункт 2.6 включает сведения о том, какие процедуры требуется проводить при первоначальном обслуживании, а пункт 2.7 содержат сведения по документации, заводимой по результатам проведенной работы.
Оглавление
Требования к обслуживающему персоналу
Новые противопожарные правила
С начала текущего года в действие вступили новые Правила противопожарного режима. Что-то было решено упростить, а что-то ужесточить.
Техобслуживание No1 состоит из перечня и регламентов работ по диагностике, восстановлению систем противопожарной сигнализации, и их нужно выполнять ежемесячно. Техобслуживание No2 состоит из перечня работ и операций, которые нужно проводить ежеквартально силами сертифицированных специалистов.
Перечень действий при ТО No1:
- Визуальное отслеживание, при котором от исследователя требуется проверка наличия или отсутствия на корпусе приемно-контрольной панели повреждений и вмятин, степени надежности закрепления всего оборудования;
- Визуальное отслеживание функционирования управляющих устройств, индикаторов, выявление любых возникших неисправностей и повреждений;
- Определение отсутствия повреждений на извещателях, степени надежности крепления компонентов к потолкам либо стенам объекта;
- Общие оценочные мероприятия, проверка постановки и снятия защищаемого объекта с охраны, функционирования извещателей, достижения сообщениями от них пульта управления.
Выявленные погрешности и проблемы требуется не просто описать в отчете, журнале, специальном акте, но и устранить. Акт об устранении подписывается подрядчиком и второй стороной договора.
При ТО No2 тоже проводится определенный перечень действий:
- К процедурам в рамках ТО-1 добавляется осмотр приемно-контрольной аппаратуры, чтобы определить надежность кабельного шлейфа, выявить повреждения оболочек и их изоляции;
- Проверка деятельности всех компонентов системы управления, отслеживание надежности кабельных стыков, подключений, состояния каналов связи и АКБ;
- Проверка изоляции проводки извещателей, надежности крепления, отслеживание состояния детекторов магнитного контроля на входных и промежуточных дверях;
- Инженер обязательно проверяю блок тревожной памяти, куда записаны сведения о тревогах, сработавших по зонам и устройствам в здании.
Техобслуживание систем выполняется на базе Правил противопожарного режима No1479, в которых прописано, что собственник объекта должен обеспечить исправное состояние пожарной сигнализации, а также ежеквартально или чаще проводить проверку работоспособности, которая обязательно сопровождается составлением акта.
Монтаж, ремонт и обслуживание всех средств обеспечения пожарной безопасности в сооружении или здании должно сопровождаться соблюдением проектных решений, требований нормативов, специальных техусловий. На объекте обязательно хранить исполнительную документацию на системы и установки противопожарной защиты.
Чтобы определить способ проведения технического обслуживания пожарной сигнализации, требуется учитывать определенные рекомендации.
Требования к обслуживающему персоналу
При определении метода выполнения технического обслуживания пожарной сигнализации требуется учитывать несколько моментов. ТО систем пожарной безопасности представляет собой лицензионный вид деятельности. Проводить обслуживание пожарной сигнализации своими силами вполне реально, но потребуется получить для этого лицензию МЧС. К такому виду деятельности разрешено допускать исключительно высококвалифицированных инженерно-технических работников и электромонтеров ОПС, которые уже получили квалификацию от 3 разряда и выше. Важно обеспечить их работу исправным оборудованием, измерительными приборами, которые прошли проверку своевременно, а также калибровку.
Техническое облуживание обеспечивается двумя различными способами:
- Подписание контракта с лицензированной конторой, у которой есть опыт работы, квалифицированные специалисты и профессиональное оборудование;
- Получение лицензии МЧС чтобы своими силами проводить все работы.
При любом выбранном способе обслуживание периодичность проведения обслуживания все равно соблюдается именно та, что прописана в регламентах ТО No1 и ТО No2.
В соответствии с п.63 Правил противопожарного режима, владелец защищаемого объекта должен сформировать годовой график планово-предупредительного обслуживания и ремонта пожарной сигнализации. Данный график обязательно должен совпадать с указаниями в паспорте оборудования. На периодичность работ по техническому обслуживанию влияет конкретная марка приборов, смонтированных на объекте защиты.
Выводы
При обслуживании систем пожарной сигнализации на объектах есть несколько общих требований:
- Мероприятия обязательно проводятся соответственно графику ТО и ППР;
- Для работы допускаются только лицензированные организации – можно нанимать подрядчика или выполнять все своими силами;
- Обслуживание обязательно оформляется надлежащим образом по образцам документам, которые заранее установлены.
Ответственность за несоблюдение требований регламентов несет руководитель организации или предприятия.